История римских и византийских куполов
Картина Джованни Паоло Панини Пантеон в Риме.
Римские купола находятся в банях, виллах, дворцах и гробницах. Они обычно полусферической формы и частично или полностью скрыты от внешности. Для того, чтобы поддерживать горизонтальные нагрузки большого полусферического купола, несущие стены были построены за пределами основания. По крайней мере, ляжки купола, и покрытые конической или многоугольной крышей.
Купола достигли монументального размера в римский Имперский период. Римские бани играли ведущую роль в развитии купольного строительства в целом, так и монументальных куполов, в частности. Скромные купола в ваннах, начиная со 2-го и 1-го века до нашей эры наблюдаются в Помпеях. В холодных помещениях Терме Stabiane и Терме-дель-Форо. Тем не менее, широкое использование куполов не происходило до н.э. 1. Рост строительства куполов увеличивается при императоре Нероне и Флавиями в 1-ом веке нашей эры. Централизованно спланированные залы становятся все более важными частями дворцов и вилл. Начиная с 1-ого столетия, выступающей в качестве государственных банкетных залов, комнат аудитории, или тронного номера. Пантеон, храм в Риме завершен императором Адрианом как часть Ванны Агриппы. И является самым известным, лучше всего сохранившимся, и самый большим римским куполом. Сегментные купола, из радиально вогнутых клиньев или чередующие вогнутые и плоские клинья, появляются при Адриане. Во 2-м веке и наиболее сохранившиеся примерами стиля этого периода.
Купольные мавзолеи
В 3-м веке, императорские мавзолеи начали строить, как куполообразные ротонды. А не как курганные структуры или другие типы, подобные памятники частных граждан. Методика построения легких куполов с блокировкой полых керамических труб дополнительно разработана в Северной Африке и Италии в конце третьего и начале четвертого века. В 4-ом веке, римские купола распространились из-за изменений построения, достижений в области техники и центрирования, использование кирпича, оребрением. Материал в строительстве постепенно перешел в течение 4-го и 5-го веков из камня или бетона в более легкий кирпич для утончения оболочек. Баптистерии начали строить в виде купольных мавзолеев в течение 4-го века в Италии. Восьмиугольной Латеранский баптистерий или баптистерий Гроба Господня, возможно, был первым, и стиль распространился в течение 5-ого столетия. К 5-му веку, структуры с мелкими куполами кросс планы существуют во всем христианском мире.
С развалом Западной Римской империи, купола стали визитной карточкой церковной архитектуры сохранившегося Восточной Римской — или «Византийской» империи 6-го века. В здании церкви императором Юстинианом использовалось куполообразное перекрестное устройство в монументальном масштабе. И его архитекторы сделали куполообразный кирпично-сводчатый стандарт, центральный план во всем Римском востоке. Это расхождение с римским западом от второй трети 6-го века можно считать началом «византийской» архитектуры. Юстиниана собор Святой Софии был оригинальным и инновационным дизайном. Без известных прецедентов в пути она охватывает базилику с куполом и полукуполами. Периодические землетрясения в регионе вызвали три частичных обрушений купола, что потребовало ремонта.
Кросс-куполообразные единицы
«Кросс-куполообразные единицы», более безопасная структурная система, созданная подпирая купол со всех четырех сторон широкими арками. Стал стандартным элементом в меньшем масштабе в более поздней византийской церковной архитектуры. Кросс-купольный план, с одним куполом на пересечении или пятью куполами в шаблоне шахматном порядке, получили широкое распространение в средне византийский период. Это самый распространенный план церкви с десятого века до падения Константинополя в 1453 году. Купола с круглыми или полигональными барабанами с окнами в конечном итоге стал стандартным стилем, с региональными особенностями.
В византийский период, купола были обычно полусферическими и имели, с редким исключением, оконные барабаны. Все сохранившиеся примеры в Константинополе ребристые или тыквенные купола, с разделителями, соответствующие количеству окон. Кровля для куполов варьировалась от простой керамической плитки к более дорогой, более прочной, и более облегающей, к листовому свинцу. Металлические зажимы между каменными блоками карниза, металлические стержни, галстуков и металлические цепи были также использованы для стабилизации куполообразной конструкции. Техника использования двойных раковин для куполов, возродилась в эпоху Возрождения и возникла в византийской практике.